Армянский мир в свете новых вызовов геокоммуникационных контуров


Сегодня Республика Армения стоит перед глобальными вызо­вами перманентных и разномасштабных кризисов социально-экономической и информационно-политической трансформаций. Для достойного от­вета на подобные вызовы она установила для себя первичную и скорейшую цель консолидации Армянского универсума под знаменем конструации Армянского мира. При этом признаки консолидации предусматривают динамику не только в морально-идеологической, но и в функционально-прагматической плоскостях, перспективно настроен­ных к новым реалиям обустройства армянского этнополитического мира. Но вместе с динамично развивающейся траекторией «РА-НКР-Диаспора», сегодня наблюдаются новые вызовы геокоммуника­цион­ных контуров глобальных и глолокальных позиций полити­чес­кого курса, отчасти препятствующие симметричному продви­же­нию модернизацион­ных процессов. Это осо­бен­но усиливается на фоне межстрановых и межнациональных конф­ликтов, истори­чески препятствующих естественному процессу всесто­роннего развития. В резуль­тате возникает острая необходимость в пе­реосмыслении и в перезагрузке собственных возможностей решения общенациональных и общегосударственных проблем. Перечнем ука­зан­ных проблем обусловлена цель работы и задачи ее достижения. В частности, в работе рассмотрена и оценена общая картина совре­мен­ного развития траектории «РА-НКР-Диаспора» в контексте региональных и мировых геокоммуни­кационных контуров, выявлены основные причины и детерми­нанты конструации «Армянского мира» как особой этнополити­ческой системы универсиализации армянс­кого социума, а также обуслов­лены критерии достижения универ­сиаль­ности Армянского мира.

Ключевые слова: Армянский мир, Армянская цивилизация, Армянс­кий вопрос, Армянский универсум, геокоммуникационные кон­туры, модер­низационные процессы, геополитическая конъюнк­тура, траекто­рия «РА-НКР-Диаспора», инфократическая эпоха, информа­цион­ная безопас­ность, информационный вакуум, инфоугрозы, нацио­нальные интересы, национальная идеология, единая национальная платформа.

С появлением независимого Армянского государства наблю­дается тенденция объединения армян всего мира вокруг Всеармянской Исторической Родины. При этом признаки унификации рассматри­ваются не только в морально-идеологической, но и в функционально-прагматической плоскостях, перспективно настроенных к новым реалиям обустройства армянского этнополитического мира. Но вместе с динамично развивающейся траекторией «РА-НКР-Диаспора», се­годня наблюдаются новые вызовы геокоммуникационных контуров глобальных и глолокальных позиций политического курса, отчасти препятствующие симметричному продвижению модернизационных про­цес­сов. Это в частности связано с тем, что в условиях сложных гео­по­литических положений факторы мировой и региональной поли­тики во многом недооценивают собственные возможности и реальные пути модернизации геокоммуникационного миропорядка, что в свою очередь приводит к кризисным последствиям действующей геополи­ти­ческой конъюнктуры как на интернациональном, так и внутринацио­нальным уровнях. В итоге развивающиеся страны оказываются под натиском потенциальных угроз безопасности жизненно важных интересов страны. Это особенно усиливается на фоне межстрановых и межнациональных конфликтов, исторически заграждающих ествест­венному процессу всестороннего развития. В результате возникает острая необходимость в переосмыслении и в перезагрузке собствен­ных возможностей решения общенациональных и общегосударст­венных проблем, в особенности в «структурализации Армянского мира» как единого синергетического организма самосохранения и саморазвития национальных ценностей и культуры самобытности. Переченом указанных проблем обусловлена цель работы и задачи ее достижения.

Современный мир как постиндустриальная эпоха с постоянно нарастающими переменами, размахами и скоростями сегодня дви­гается по асимметрично-информационному и диспропорциональ­ному пути развития, что и делает его столь уязвимым и сложно контро­лируемым. В результате постмодернизации меняется не только его структурно-функциональная система, но и общие представления о нем, осложняется процесс осознания всей глубины и сущность его динамики. Это находит отражение и на геополитические изменения инфократической эпохи как на глобальном, так и на региональном уровнях, где точкой соприкосновения интересов действующих фак­торов в актуальном периоде становятся также Армянский мир и его проблемы.

 Концепт «Армянский мир» сегодня все более вбирает в себя не только общелогические субстанциональные проблемы Армянства и «Армянского вопроса» [1], но и общие вопросы геокоммуникацион­ного пространства. Сложность вопроса заключается в тoм, насколько данное понятие соразмерно с понятием «Армянская цивилизация». В старых представлениях о цивилизации вне истории оказывались государства или нации проигравшие в конфликтах и военных дейст­виях до тех пор, пока вновь не приобретали политическую независи­мость. С приобретением государственности, в новейшей истории, Армения вернулась в историю в контексте старого представления о цивилизации. В нашем же толковании истории как соперничества и диалога цивилизаций мы еще не существуем [2]. Поэтому, когда ставится вопрос о том, является ли Армения или Армянство особой локальной цивилизацией, важен контекст соразмерности двух дефи­ниции – «Армянская цивилизация» и «Армянский мир» – и уточнение специфики проблемного поля концепа «Армянский мир». В современ­ном геокоммуникационном пространстве под цивилизацией пони­мается достигшая полнота и системность культурно-исторической самоидентификации общества, а «Армянский мир» включает в себя не только культуро­ло­гическую сущность армянского общества, но и совокупность геостратегических и национально-идеологи­ческих интересов, целей, особенностей и ценностей воссозда­ния единой нацио­нально-государственной системы как эффек­тивно-двигаю­ще­го организма человеческого универсума.Однако, находясь в эпицентре мировых и региональных политических процес­сов, проблемы Армянского мира не могут не задеть национальным интересам крупных игроков «политической игры», перманентно разво­ра­чивающих информационные войны по агрегации и артикуляции целей и стратегических достижений.

 Тем временем Республика Армения на сегодняшний день про­должает оставаться в состоянии изоляции со стороны двух враждебно к себе настроенных соседних государств (Азербайджан, Турция), что в свою очередь становится одним из главных препятствий к устойчи­вому развитию региона и конструации Армянского мира. При этом изоляция происходит не только в административно-территориальном и экономоческом, но и в социально-психологическом, а зачастую и в информационно-коммуникационном смыслях [3]. В отдельных случаях азербайджано-турецкий тандем внедряет грандиозные ресурсы в процесс искажения достоверных сведений об Армении и ее отдельных атрибутах, в то же время для привлечения к себе крупных акторов геоэко­номической политики включая в обиход свои энерго-экономи­ческие и геостратегические ресурсы. В итоге Республика Армения оказывается в одиночестве в условиях информационного вокуума. Возникает особая необходимость в реорганизации собственных уси­лий и всевозможных ресурсов в противовес информацмонным угро­зам, направленным на жизненно важные интересы армянского общест­ва. При постановке такой ситуации для достойного ответа на информа­ционно-коммуникационные вызовы Армении целесообразно исходить из следующих стратегических кластеров информационно-полити­чес­кого курса.

  • Для построения Армянского мира следует осозновать, что в нашем регионе вызовы зачастую имеют инфогенное происхождение [4], ибо информационная безопасность обществ, в данном случае Армении, напраямую зависит от уровня собственных информационных ресурсов, способности их успешной мобилизации для ответных действий, а также знания методологии и понимания стратегии «против­ника». Поэтому актуально определить возможные источники инфоугроз для Армении (РА-НКР-Диаспора) как внешние, так и внутренние.
  • Сегодня зависимость государства от информационно-куммуни­кационных технологий глобализируется, в связи с чем для создания Армянского мира с точки зрения укрепления единого информа­цион­ного пространства становится жизненно важной необходимостью. При этом аспекты безопасности требует постоянной модернизации в соот­ветствии с новыми вызовами регионального и глобального развития. В этом смысле базовым аспектом для достойного ответа на инфор­мационные вызовы глобального и особенного регионального мира и на этой основе построения единого общеармянского информа­цион­ного пространства является создание особой системы безопасности по предотвращению угроз симметричных и субъективных действий соседних государств, использующих новейшие антиагитационные и антипропагандийские технологии по воздействию на национально-государственные интересы Армении [5].
  • Армения сегодня оказалась перед лицом серьезной информа­ционной войны, которая ведется по отношению к ней сопредельным государством Азербайджана, направленном на дезинтеграции единого информационного пространства как СНГ, так и региона в целом. Для Армении базовым фактом защиты своих прав на незыблемости в деле защиты своей информационной среды от внешних и внутренних угроз является ее нынешний статус в региональной организации коллектив­ной безопасности ОДКБ и членство СНГ. Поэтому, если учесть, что информационная безопасность армянского социума является частью этой безопасности, информационные войны как информационная угроза национально-государственным интересам Армении, должны также рассматриваться как нарушение ее безопасности членом-государством той же социально-экономической и политической орга­ни­зации [6]. Исходя из этого, армянская сторона должна добиться того, чтобы в отношении Азербайджана были приняты международные санкции, предусматривающие определенный перечень наказания.
  • В то же время в отличие от ситуации двадцатилетней давности, у Армении теперь есть реальные предпосылки стать модератором в региональных геокоммуникационных и информационных полях. Осно­ваная проблема, которая может фундаментально препятствовать – это внутриполитический кризис, который может помещать Армении проявлять этническую принципиальность во внешней политике на пути к конструации Армянского мира. В остальноых случаях есть реальные показатели. Прежде всего, независимость РА зафиксирована в ООН, и она незыблема, а идентичность армянского народа не подлежит уточнению или проверке, что, в свою очередь, не может стать для турецко-азербайджанского тандема мотивами торга и спекуляции.
  • Со своеими геокоммуникационными и геополитическими рыча­гами Армения может претендовать на лидирующие позиции в геостра­тегических вопросах региона. Для этого ей следует воспользоваться тотчас аутуальными геополитическими возмож­ностями и манипуля­тивными информационно-коммуникационными способами. Особенно для достижения этого следует укрепить свои информационно-техноло­ги­ческие и коммуникационные рычаги посредством создания крупных инфокоммуникационных и натокорпоративных центров по траектории «РА-НКР-Диаспора». Важнейшими механизмами для этого могут по­слу­­жить процесс мобилизации локальных и диаспоральных кадро­вых ресурсов инфокуммуникации и генерации нетосистемы армянского универсума.
  • Армения может воспользоваться своими геокоммуникацион­ны­ми возможностями в регионе как для становления переговорной пло­щадкой в свете разрешений американо-иранских противоречий, так и медиатором между Грузией, Абхазией и Россией по поводу открытия железной дороги без каких-либо предусловий по направлению урегу­лирования имеющих конфликтов. Это особенно актуально в период выборов в США, в России и в Грузии, в частности, в последней, где грядущие электоральные настроения обещают новый веток в сбли­же­нии российско-грузинских взаимоотношений, ибо по мере региональ­ного развития, это может стать базой для интеграции в новые стра­тегические организации (Евразийский союз) и приобретения новых возможностей построения Армянского мира.
  • Для Армении целесобразно в своих интересах с помощью диаспо­ральных ресурсов и геополитических мотивов использовать проармянскую или антитурескую и антиазербайджанскую позиции крупномасштабных факторов для давления на Турцию. Это даст возможность в целях построения Армянского мира не только укрепить связи с армянской диаспорой, но и приобрести новых союзников по направлению антипантюркизма. Это особенно примечательно в совре­менных условиях региональной политики с учетом того, что Турция на сегодняшний момент в регионе имеет колоссиальное количество проб­лем почти как со всеми своими соседними странами, так и со внутрен­ними вопросами. А ослабление позиции Турции в регионе и в мире выну­дит последней пойти на уступки, в том числе и в пользу Армянскому вопросу. Такие шаги, к счастью, для армянской стороны уже предпринимаются на фоне международного признания Геноцида армян [7].

Сегодня Республика Армения стоит перед новыми вызовами тысячелетия, предполагающего перманентность разномасштабных потрясений и кризисов социально-экономической и информационно-политической трансформаций. Для достойного ответа на подобные вызовы она установила для себя первичную и скорейшую цель кон­солидации «Армянского универсума» под знаменем конструации Армянского мира. А для достижения этого новосозданное армянское государство, наряду с фундаментальными ценностями национальной безопасности, какими являются ее независимость, защищeнность государства и народа, мир и международное сотрудничество, при­няла для себя также приоритеную ценность – сохранение иден­тич­ности армянства и его благосостояние. Последняя высту­пает в качестве идейного генератора на пути к построению Армянского мира, направленного на разработку и реализацию всеобъемлющей концепции взаимоотношений «РА-НКР-Диаспора» [8].

 Но вместе с тем, сегодня имеется немалочисленное количество уязвимых сторон и нерешенных проблем как извне, так и внутри общеармянского социума. С одной стороны, обсуловленный тяжелым социально-экономическим положениым страны вновь активизирован поток иммиграции с Родины на диаспоральные общины. А в отдель­ных местах между центром (Родиной) и периферией (Диаспорой) наблюдается значительная рецессия политических взглядов и пози­цией в вопросах региональной и мировой политики Республики Армения. С другой стороны, господствуют этнополитические и гекоммуника­цион­ные контуры в регональной масштабности, отчасти способствующие дестабилизации в регионе и активизации интересов международных факторов в поисках «новых добычии». При таком раскладе возникает общенациональная потребность реогранизации собственных возмож­ностей воссоздания единой национальной платформы, где централь­ном положением консолидации и синергетизации должна занимать национальная идеология как залог самосохранения общественно-политической и духовной ценностей армянства. Последняя, однако, в армянском универсуме представлена весьма априорно и расплывчато, исходя из определенных причин восприятия национальной идентич­ности и самобытности. Поэтому необходимы прежде всего качествен­ное развитие и усовершенствование национальных ценностей и ориентиров, что «можно начат с процесса признания, восприятия и применения ”армянской национальной идеологии” во всех областях и случаях жизнедеятельности, то есть должны иметься одна единая цель и процесс, олицетворяющие, по существу, общую стратегию всего армянства и Армении» [9]. Для этого целесообразно исходить прежде всего из двух взаимодополняющих императив: 1. В рамках траектории РА-НКР-Диаспора следует провести националистическую и либерально-демокративную политику по универсализации общена­цио­наль­ных ценностей, интересов и целей, где инициатором и провод­ником должна стать РА. При этом необходимо соблюдать общеоло­гические критерии и всевозможные контуры, детерминирующие реаль­ные или невозможные стороны достижения универсиальности Армянс­кого мира, среди которых потенциальной преградой могут оказаться как несогласованность роковых решений в вопросах Карабахского конфликта и Армяно-турецкой проблемы, так и в свете новых геоком­му­ни­кационных вызовов и на фоне апатизации возможные разрезы взаимоотношений с диаспоральными центрами. Поэтому восприятие в качестве решающего значения национальной идеологии и нацио­нального единства и признание в качестве первичности фактора нацио­нальной консолидации вокруг «Родного очага» (РА) должны быть стратегически закреплены в преамбуле «общенационального кода армянства» [10]. С этой точки зрения предпосылкой такого единства и идеологии в начале 90-х гг. 20 в. были мотивы по карабахской проблеме и резни в Сумгаите и в Баку [11]. Сегодня такой сплачивающей единицей, кроме уже действующего фактора Геноцида армян, может выступить осознание, при­нятие и реализация «культа о сильнейшем, политически и экономически мощном государстве Республики Армения», ибо от ее дальнейшего существования, развития и процветания фактически зависит не только будущее Народно-Карабахской Республики, но и факта сохранения этнической самобытности и идентичности армянской нации и армянства. 2. Хотя для построения Армянского мира незыблемым остается Армянский вопрос с проблемой Геноцида армян и ее непризнанности турецкой стороной, но и не следует также забывать о стратегических проблемах новоармянской республики, ибо сегодня в новых геокоммуни­ка­ционных условиях на пути реализации Армянского мира имеет приоритетная важность внешнеполитический фактор Респуб­лики Армения, возможности проявления ее весомого значения и эффективной роли в региональной и мировной геострате­ги­ческой политике. При этом центральным остаются два вопроса: Карабахский конфликт и Армяно-турецкая проблема с вытекающими достижениями и последствиями. А внешними ее ориентирами и политической векторностью продолжает действовать комплемен­тар­ная политика как наиболее существенная и реальная составляющая национальной безопасности. Но при всем этом на повестке дня стоит, помимо укрепления союзнических связей с Россией, проблемы евроинтеграции и развития сотруднических отношений с НАТО. Последние характеризуют собой необходимость проведения тонкой политики в контексте взаимоотношений Турции-ЕС-Армения, особенно на фоне разгоревшегося турецко-французского нового конфликта, вызванного политикой Франции по активизации процесса осуждения Геноцида армян 1915г. Между тем, тонкость и важность политической векторности Турции-ЕС-Армения особенна и тем, что в режиме реаль­ного времени интересы мировых центров, по-существу, сосредота­чиваются в траектории Южного Кавказа, с учетом того, что у самой Турции покамест не исчерпали надежды воплошения в жизнь унаследованной политики пантюркизма [12]. Важным свидетельством этого является факт того, что Турция в качестве члена НАТО посредством рарличных программ сотрудничества уже успела проде­монстрировать серьезную роль в военно-политической среде Грузии и Азербаджана, особенно путем оказания помощи процессу реформи­рования военной сферы данных стран, а после августинской войны 2008г. она фактически взяла на себя «командование по регулирова­нию южнокавказских конфликтов», предложив странам региона заключить «Платформу по безопасности и стабильности на Кавказе». Такая опасность чередует собой новые вызовы региональных потрясений, особенно в условиях созревания новых столкновений на почве нерешенной карабахской проблемы. Поэтому целенаправ­ленной и основополагающей задачаей для Республики Армения должно быть не только проявление соответственной политической маневрности в условиях новой геополитическойархитектуры, но и тщательная разработка и экспериментальное применение стратеги­чес­ких задач на пути к укреплению своих позиций в регионе и конструации Армянского мира.

 

Литература

 

  1. Армянский вопрос– комплекс проблем, связанных с армянским населениемОсманской империив концеXIX век— началеXX века. Бабаян Э., Симонян А. Г., Армянский вопрос и Геноцид армян.– Ер.: Изд-во ЕГУ, 2009.
  2. Саркисян Т., Армянская цивилизация как амбициозный проект. http://www.gov.am/files/docs/205.pdf (07.01.2012).
  3. Тер-Габриелян Г., Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ. Армения и Кавказ: перекресток или тупик? – Ер.: Институт Кавказа, 2008. С. 41-53.
  4. Арутюнян Г., О некоторых проблемах информационной безопас­ности. НОФ «Нораванк». http://www.noravank.am/rus/articles/ detail.php? ELEMENT_ID=2603&sphrase_id=11866 (08.01.2012).
  5. Маргарян М.М. Меликян Р.С., Аспекты информационной безопас­ности Армении на поргое новых вызовов регионального развития (на примере СНГ). – СПБ.: Изд-во Политики, Ун-та, 2010. с. 178-179.
  6. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. Стратегия сотруд­ничества стран СНГ в сфере информатизации. http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=3558 (08.01.2012).
  7. Официалный сайт Музей-института Геноцида армян. Нацио­нальноесобрание Франции приняло законопроект о криминализации отри­ца­ния Геноцида армян.http://www.genocide-museum.am/arm/index.php (08.01.2012).
  8. Официалный сайт Министерства обороны Республики Армения.
    Стратегия Национальной Безопасности Республики Армения. http://www.mil.am/files/NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYrus.pdf (10.01.2012).
  9. Գրիչենց Վ., Հայ Ազգային Գաղափարախոսություն. հայության կենսունակ հարատևման գրավական. – Եր.: ՀՀ ԳԱԱ «Գիտություն» հրատ., 2009, էջ 39-40:
  10. Дятлов В., Мелконян Э., Армянская диаспора: очерки социокуль­турной типологии. – Ер.: Институт Кавказа, 2009. С.157-186.
  11. Саркисян М., Нагорный Карабах: война и политика (1990-93гг.). Война в Нагорном Карабахе и внутренний конфликт в армянском обществе. – Ер.: Армянский центр стратегических и национальных исследований, 2010. С. 26-35.
  12. Թուրքիա-ԵՄ-Հայաստան. Մարտահրավերներըևհնարավորություն­ները: Միջմասնագիտ. Հետազոտ. – Եր.: ԵՊՀհրատ., 2009, էջ 53-56:
Реклама
Categories: Ռուսերեն հոդվածներ, Քաղաքագիտական հոդված | Метки: | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: